Увеличить
|
Издательства
Титул, Баласс, Ювента, Мнемозина и
Издательский дом Федоров, чьи учебники
не попали в проект Федерального перечня
на 2014/2015 год по не вполне обоснованным
причинам, добились того, чтобы им
разрешили исправить технические
недочеты – об этом заявил вышедший с
отпуска Министр образования и науки
Дмитрий Ливанов.
«Мы
дадим время на исправление ситуации и
учет замечаний. Хорошие учебники,
конечно, должны попасть в федеральный
перечень и потом в руки школьников», —
уточнил Ливанов.
Но
в перечень вернутся не все школьные
пособия — некоторые из них противоречат,
например, концепции единого учебника
истории.
Напомним,
что общественное
обсуждение перечня
ведется сейчас на портале раскрытия
информации о нормативных правовых актах
и заканчивается 22 марта, а приказ об
утверждении нового списка учебников
планируется подписать к 1 апреля.
Претензии
и жалобы на неправомерный отказ включить
в федеральный перечень те или иные
учебники возникли у целого ряда издателей.
Издательствy «Титул» отказали
во внесении в перечень учебников по
английскому языку под предлогом того,
что издательство представило экспертные
заключения, в которых название учебников
отличалось от того, что значилось на
титульных листах представленных книг.
В качестве примера приводится учебник
«Нappy English», который фигурировал в
заключениях с названием «Английский
язык». Главный редактор «Титула» Алексей
Конобеев заявил:
«Предложенные на рассмотрение учебники
соответствовали всем требованиям
Министерства образования и науки».
Конобаев отмечает, что у всех, включенных
в перечень пособий, также есть подзаголовки,
например «Rainbow English» («Дрофа»); «Starlight»,
«Spotlight», «English» («Просвещение») и т.д.
Причиной
отказа издательству «Мнемозина» называют
несвоевременное предоставление учебников
и поддельные подписи экспертов на
заключениях. Руководство издательства
настаивает, что все 173 учебника и
документы, необходимые для их включения
в Федеральный перечень, были отправлены
вовремя и являются подлинными. В заявлении
руководства издательство сказано, что
виновата плохо налаженная
организационно-техническая работа
самого Научного совета: часть учебников
была принята сотрудниками Минобрнауки,
но заявление с отметкой о приеме
«Мнемозине» не выдали, другие учебники
не включили в перечень, хотя издательство
получило документы о приеме.
В
итоге, кроме всего прочего, в ходе
окончательного утверждения было нарушено
одно из условий, выдвигавшихся самим
Министерством: учебники должны
представлять собой завершенную
предметно-методическую линию. Из пособий
«Мнемозины» по русскому языку и литературе
для 10-11 классов, которые сдавались и
принимались одним комплектом, часть в
Федеральный перечень попала, а часть
не была в него включена. В целом, в список
рекомендованных учебников не попали
65 книг издательства, хотя руководство
«Мнемозины» заявляет, что все документы
были поданы в надлежащем виде и вовремя.
Схожая
проблема возникла и у издательства «Баллас».
В Минобразования заявили, что учебники
этой компании поступили в ведомство
только 20 февраля, хотя крайний срок был
15-ого. Издательство настаивает,
что все нужные учебники и документы
были предоставлены именно 15 февраля,
но представителям «Балласа» заявили,
что их уже не будут рассматривать. Это
издательство занимается образовательной
системой «Школа-2100»,
по которой учатся от 20 до 30% учеников во
всех регионах России уже более 20 лет.
Эта разработка предназначена для
непрерывного образования детей от
младшей школы до выпускных классов, для
чего используется современная
научно-теоретическая концепция и
собственный методологический подход.
Не включив в Федеральный перечень
учебники данной образовательной системы,
Министерство образования, фактически,
лишило значительную часть педагогов и
школьников права на продолжение
образования выбранным способом.
Проблемы
возникли и с системой образования по
программе академика Леонида Занкова,
по которой учатся 13% учеников младших
классов в стране. Учебники для учебы
«по Занкову» выпускает только самарский
издательский дом «Федоров».
Министерство образования заявило, что
вместо оригиналов экспертных заключений
были предоставлены в Научно-методический
совет их копии. При этом директор
издательского дома, который лично
отвозил в Москву все документы, утверждает,
что именно работник министерства настоял
на том, чтобы зарегистрировать нотариально
заверенные копии, хотя вместе с ними
предлагались и оригиналы документов.
Некоторые
отрицательные заключения на учебники
вызывают сомнения в компетентности
экспертов, их составивших. Например,
причиной для отказа включать в Федеральный
перечень учебник по математики для 1
класса издательства «Ювента» стала
резолюция, в которой сказано, что
иллюстрации из произведений Джанни
Родари, Шарля Перро, Астрид Линдгрен
«вряд ли призваны воспитывать чувство
патриотизма и гордости за свою страну
и народ».
Издатели,
педагоги и родители назвали перечисленные
причины невключения в Федеральный
перечень их продукции формальными и
нелегитимными. Было составлено множество
петиций в адрес властей с просьбами
вернуть в список учебники, которые были
исключены из-за технических несостыковок.
Также
пострадавшие издательства планировали
обращаться в суд и Федеральную
антимонопольную службу с заявлениями
о недобросовестной конкуренции. Многие
эксперты заявляли, что настоящей причиной
появления формальных сложностей у
издательств стало лоббирование интересов
крупнейшего российского издательства
«Просвещение» за счет фактического
устранения других участников рынка
образовательной литературы.
Несмотря
на то, что Министерство образования
пересмотрело свою позицию по ряду
учебников, в Федеральный перечень
вернутся не все книги упомянутых
издательств. Например, линейка учебников
истории была сильно сокращена из-за
несоответствия изданий концепции единого
учебника истории, утвержденной
в конце прошлого года. Среди таких
учебников оказались книги «Балласа» и
«Мнемозины».
«Больше,
чем за себя, обидно за учебники истории
«Балласа», — говорит один из авторов
учебника по истории издательства
«Мнемозина» Александр
Морозов. — У них, правда, есть фактические
ошибки, но с точки зрения методики,
отработки умений это лучшие учебники
по истории в стране. Они учат мыслить,
ориентированы на умение работать с
полученными знаниями, а не заучивать,
что в эпоху Google становится не нужным».
Неясной
остается еще одна ситуация вокруг
Федерального перечня. Согласно новым
правилам, учебники, которые были закуплены
школами ранее, могут использоваться в
течение 5 лет, пока не износятся. То есть,
с помощью книг, которые не получили
одобрительных экспертных заключений
по, возможно, обоснованным (а не
техническим) причинам, смогут продолжать
обучаться российские школьники.
|